Прокурор обратился в суд в защиту гражданина

20

Изучением материалов уголовного дела установлено, что 31.05.2024 между гражданином П. и ПАО «Сбербанк» заключено 4 кредитных договора на общую сумму 192000 рублей (далее — Договор).

В момент заключения Договоров, П. находился под влиянием обмана неустановленных лиц, представившихся сотрудниками сотовой связи «Билайн» и «Госуслуги».

В рассматриваемом случае воля П. на заключение Договоров отсутствовала. Заключая сделку под воздействием неустановленных лиц, выдававших себя за сотрудников сотовой связи «Билайн» и «Госуслуги», он знал, что денежные средства им использованы не будут, а оформление кредитных обязательств совершалось с целью предотвращения совершения противоправных действий с его имуществом.

При таких обстоятельствах заключение договора являлось способом хищения денег банка. В то время, как П. выступал не самостоятельным субъектом правоотношений, а привлекался в качестве лица, посредством действий которого третьими лицами совершено хищение денежных средств кредитной организации.

Кроме того, кредитные денежные средства незамедлительно перечислены П. на банковский счет, подконтрольный неустановленному лицу, что свидетельствует о неполучении им суммы по предоставленным кредитам. В связи с чем, фактически денежные средства по Договорам предоставлены не П..

03.06.2024 П. досрочно погасил задолженность по кредитным договорам в общей сумме 192500 рублей.

В связи с чем необходимо применить последствия недействительности сделки и взыскать с ПАО «Сбербанк» денежные средства в размере 192 500 рублей.

Исходя из разъяснений, приведенных в пункте 50 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» сделкой является волеизъявление, направленное на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (например, гражданско-правовой договор, выдача доверенности, признание долга, заявление о зачете, односторонний отказ от исполнения обязательства, согласие физического или юридического лица на совершение сделки).

Сделка может быть признана недействительной как в случае нарушения требований закона, так и по специальным основаниям в случае порока воли при ее совершении, в частности при совершении сделки под влиянием существенного заблуждения или обмана.

05.08.2024 прокуратурой района в порядке ч.1 ст.45 ГПК РФ предъявлено исковое заявление о признании кредитных договоров, заключенных 31.05.2024 между П. и ПАО «Сбербанк» недействительными и о применении последствий недействительности сделки: взыскать в пользу П. с ПАО «Сбербанк» денежные средства в размере 192 500 рублей.

Мера прокурорского реагирования находится на рассмотрении.

 

Помощник прокурора                                                                Ю.А.Плакунова