Плата за ТБО
Прокуратурой района проведена проверка по обращению С. по вопросу начисления платы за оказание услуг в сфере вывоза твердых бытовых отходов (далее ТБО), по результатам которой установлено следующее.
Статусом регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Шатковского муниципального района наделен ООО «МСК-НТ».
Услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Шатковского муниципального района оказываются с 01.04.2019 года, с этой же даты установлены контейнеры для сбора твердых коммунальных отходов.
Согласно ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах производства и потребления) региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами – юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Согласно ч.1 ст.24.7 Закона об отходах производства и потребления региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.
Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
В силу п.1 ст.426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
В соответствии с ч.2 ст.24.7 Закона об отходах производства и потребления по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В соответствии с п.1 ст.420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Так, согласно ч.4 ст.24.7 Закона об отходах производства и потребления собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Во исполнение положений ст.5 Закона об отходах производства и потребления Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 №1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Правила), устанавливающие порядок заключения договора на оказание услуг.
Согласно п.8 (17) Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Текст типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами размещен ООО «МСК-НТ» 17.10.2018 года на своем сайте в сети Интернет.
С. в адрес регионального оператора не направлял мотивированный отказ от подписи типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, размещенного на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» ООО «МСК-НТ», поэтому договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора.
В силу ч.1 ст.153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Нормативы накопления ТКО на территории Нижегородской области утверждены постановлением Правительства Нижегородской области №905 от 26.12.2018, которыми установлено, что расчетной единицей в отношении которой устанавливается норматив по обращению с ТКО в индивидуальном жилом доме является количество проживающих.
С учетом изложенного, начисление за коммунальную услугу по обращению с ТКО по месту проживанию С. определяется исходя из произведения количества постоянно или временно зарегистрированных лиц, проживающих в помещении, норматива накопления ТКО на территории Нижегородской области и тарифа, установленного решением Региональной службы Нижегородской области. По месту регистрации и проживания С. оплата за услуги по обращению ТКО производится на 1 зарегистрированного гражданина.
Таким образом, в рамках проверки доводов по обращению С. нарушений не усмотрено в связи с чем оснований для приятия мер прокурорского реагирования не имеется.
Помощник прокурора Ю.А.Плакунова